Процедура установки ремкомплекта Ванос М62
(моторы M62TU)



Процедура установки ремкомплекта Vanos на мотор М62TU требует навыков в ремонте двигателей. Для установки,обязательно нужно иметь набор специальных инструментов, а так же определенные стандартные инструменты. Ремонтная документация BMW TIS.

Что вам нужно для ремонта ваносов на М62TU?

Набор инструмента для ремонта и регулировки на М62. Кроме шаблонов в наборе предусмотрены другие инструмены для работ с ГРМ мотора М62. Без этих инструментов квалифицированно произвести ремонт ваносов М62 практически невозможно.

Инструмент для опрессовки ваноса М62TU.

Что касается запчастей.

Кроме ремкомплекта ваноса для полного ремонта вам еще понадобятся следующие детали (детали с отметкой "обязательная замена" рекомендуем поменять):

Прокладки клапанных крышек (при необходимости заменить) № 1112 0 034104 и 1112 0 034105

Кольцо уплотнительное болта клап. крышки 6 шт (желательно заменить) № 1112 1 721879

Кольцо уплотнительное болта клап. крышки 16 шт (желательно заменить) № 1112 1 437395

Прокладка верней крышки (желательно заменить) №1112 1 733969

Прокладка крышек ГРМ (обязательная замена) № 1114 1 741532 и 1114 1 741533

Уплотнительный фланец соленоида 2 шт (обязательная замена) №1114 1 435023

Обратный клапан 2 шт (обязательная замена) №1112 1 706921

Прокладка кронштейна привода распредвала цил. 1-4 (обязательно) №1136 1 705578

Прокладка кронштейна привода распредвала цил. 5-8 (обязательно) №1136 1 705579

Башмак натжителя 4 шт (обязательная замена) №1131 1 435028

Натяжитель цепи (дорогой, но обязательно меняйте) №1131 7 531813

Сальник (обязательная замена) №1114 1 736758

Уплотнительные шайбы (обязательная замена) №0711 9 963355 и 0711 9 963225

Обязательно подлежат замене адаптеры распредвалов (фото выше).

Оригинальные номера деталей: кронштейн левой ГБЦ №1136 1 433660, кронштейн правой ГБЦ №1136 1 433664.

С ними в паре обязательно замените уплотнительные кольца распредвалов 6 шт

Оригинальный номер деталей №1131 1 705512.

Учтите, что не заменив вышеуказанные детали, ремонт ваносов может быть неэффективным!


Ремонт

Сами механизмы Vanos находятся в передней части головок блока цилиндров (ГБЦ) со стороны впускных распредвалов. Для того чтоб добраться до них и демонтировать для установки ремкомплекта вам нужно снять декоративную крышку мотора, снять впускной тракт до коллектора, снять термомуфту и диффузор радиатора, снять обе клапанные крышки и слить озлаждающую жидкость. Детально описывать как все это демонтировать мы не будем, так как там все просто. Эти процедуры хорошо описаны в BMW TIS. Учтите, что если профильные прокладки клапанных крышек менялись уже более 40000 км назад, вам лучше заменить их для избежания подтекания масла.

Освободив доступ к передней части мотора и сняв клапанные крышки переходим непосредственно к процедуре снятия ваносов.

Фиксация коленвала в ВМТ 1-го цилиндра:

Переключите селектор переключения передач в нейтральное положение.

Используя головку на 27 проверните коленвал по часовой стрелке до тех пор пока кулачки распредвалов 1-го цилиндра на левой ГБЦ не будут в положении как на фото выше.

Это будет ВМТ 1-го цилиндра.

Внимание! Коленвал можно проворачивать только по часовой стрелке.

Удалите защитный колпак смотрового окошка.

С помощью зеркала и фонарика вы можете увидеть замок на маховике для фиксации.

Зафиксировать коленвал можно специальным ключем из набора для М62 или же штифтом подходящяго диаметра (например сверло). Установите его в маховик через специальное отверстие (левее от смотрового окошка). Если ВМТ 1-го цилиндра выставлено точно, то ключ без проблем зайдет в маховик. При необходимости подкрутите коленвал.

Снятие эл. клапанов ваносов:

Отсоедените электрические разъемы соленоидов нажав на металлическую пружинную защелку и потянув разъем на себя.

Открутите болты крепящие уплотнительные фланцы соленоидов.

Удалите фланцы подковырнув и стянув их удобным инструментом.

Открутите соленоиды.

Для того чтоб открутить соленоиды и вытянуть их вам понадобится специальная удлиненная головка на 32мм, которая идет в наборе для ремонта ГРМ мотора М62.

Внимание! Не вытягивайте сразу соленоиды, так как оттуда вытечет небольшое количество масла.

Подставьте бумажное полотенце или ветошь и вытяните соленоиды.

Снятие верхних крышек ГРМ:

Открутите болты крепящие крышки к головке блока. На каждой крышке по 6-ть болтов под головку 10мм.

Аккуратно отсоедените крышки от корпуса головки с помощью плоского инструмента. Крышка должна легко отойти от головки. Если этого не происходит, то проверьте все ли болты полностью откручены.

Снимите крышу потянув вперед, а затем вверх. Датчики распредвала остаются на крышках.

Теперь у нас есть доступ к ваносам.

Фиксация распредвалов:

Для фиксации распредвалов вам понадобятся специальные шаблоны для фиксации из набора для моторов М62, о котором написано в начале процедуры.

Для установки шаблонов возможно впускной распредвал левой ГБЦ необходимо будет слегка и аккуратно прокрутить против часовой стрелки (ключ на 27мм) до того как шаблон станет на плоскость ГБЦ. На правой ГБЦ может потребоваться та же процедура. В любом случем не старайтесь силой устновить шаблоны.

Снятие ваносов:

Снимите колесо импульсного датчика с обоих распредвалов. Для этого необходимо зафиксировать распредвал рожковым ключем на 27мм, а гайку крепящую колесо импульсного датчика откручивать головкой на 24мм по часовой стрелке!!!

Внимание! Гайки крепящие колесо импульсного датчика на обеих ГБЦ имеют обратную резьбу. Такую резьбу откручивать нужно по часовой стрелке!

Важно! Распредвал зафиксирован шаблоном, но для откручивания гайки крепящей колесо импульсного датчика этой фиксации не достаточно. Обязательно придерживайте распредвал рожковым ключом на 27мм, что б избежать повреждения распредвала.

Открутите болты крепящие ваносы. Для этого необходимо зафиксировать распредвал рожковым ключем на 27мм, а болт крепящий ванос к распредвалу нужно откручивать Torx битой Т55 по часовой стрелке!!!

Внимание! Болты крепящие ваносы на обеих ГБЦ имеют обратную резьбу.

Важно! Распредвал зафиксирован шаблоном, но для откручивания болтов этой фиксации не достаточно. Обязательно придерживайте распредвал рожковым ключом на 27мм, что б избежать повреждения распредвала.

На данном этапе открутив болты пока не вынимайте их.

Открутите болты крепления звездочек выпускных распредвалов. Удерживая выпускной распредвал рожковым ключем на 27мм откручивайте болты по часовой стрелке!!! используя ту же биту Torx T55.

Внимание! Болты крепящие звездочки на выпускных распредвалах на обеих ГБЦ имеют обратную резьбу.

Важно! Распредвал зафиксирован шаблоном, но для откручивания болтов этой фиксации не достаточно. Обязательно придерживайте распредвал рожковым ключом на 27мм, что б избежать повреждения распредвалов.

На данном этапе открутив болты пока не вынимайте их.

Зафиксируйте натяжители вторичных цепей на обоих ГБЦ. Используйте для этого специальные фиксаторы (фото выше). Сжав натяжитель вставьте фиксатор в специальное отверстие.

Выкрутите полностью болты крепящие ваносы и звездочки выпускных распредвалов.

Пока не снимайте сами ваносы и звездочки.

Для снятия звездочек выпускных распредвалов потяните звездочки на себя сняв их с распредвалов вместе с цепями. Снимите ваносы с впускных распредвалов и снимите с них вторичные цепи вместе со звездочками выпускных валов. Наденьте ваносы обратно на впускной распредвал.

Далее снимите снова ваносы с впускных распредвалов, снимите первичную цепь. Ваносы демонтированы. Цепи уложите на передней крышке.

Не вытаскивайте из снятого ваноса центральный вал. Для разборки нужно пометить маркером его положение относительно корпуса ваноса.

Во избежании попадания грязи и мелких деталей накройте отсек цепи ГРМ бумажным полотенцем или ветошью.

Снятие деталей ваноса:

Открутите 5 болтов крепящих адаптеры ваносов к ГБЦ.

Снимите оба адаптера стянув их с распредвалов. Постукивайте резиновым молотком по корпусу и одновременно тяните вперед для снятия. Адаптер может проблематично сниматься в связи с появлением в нем канавок от уплотнительных колец на распредвалах. Как писалось ранее адаптеры подлежат обязательной замене!

Удалите старые прокладки.

Снимите с каждого впускного распредвала 3 уплотнительных кольца. Как писалось ранее эти кольца необходимо заменить! Кольца имеют замок в месте стыка. Для снятия отвести кольцо насколько возможно вверх и разъединить в месте стыка. Осторожно развести кольцо и снять его вперед.

Вытяните обратные клапана соленоидов из ГБЦ. Используйте специальный съемник из набора или болт с резьбой М10х1,0. Вкрутите съемник в клапан и вытяните его. Клапан держится на резиновом уплотнительном кольце. Эти клапана необходимо заменить!

Снятие натяжителей цепей:

Открутите по 2 гайки на каждом натяжителе, которые крепят их к ГБЦ.

Снимите их.

Ремонт натяжителей цепей

Данная процедура идентичная для обоих натяжителей.

Снимите башмак натяжителя.

Установите новый башмак.

Вытащите поршень натяжителя для замены второго башмака.

Снимите башмак.

Установите новый башмак натяжителя.

Соберите натяжитель.

Снимите старое уплотнительное кольцо.

Установите новое кольцо из ремкомплекта. Смажьте его для упрощения установки натяжителя на место.

Ремонт ваносов

Внимание.
Сначала проводим процедуру опрессовки (описана ниже).
После этого меняем уплотнения на новые.
Это нужно чтобы при опрессовке не испортить новые уплотнения.

Данная процедура идентичная для обоих ваносов.

Необходимо сделать отметки маркером положения внутреннего вала относительно корпуса для того чтоб после ремонта вал был установлен в том же положении.

Проверните вал ваноса по часовой стрелке до упора для того чтоб поршень под валом опустился вниз.

Сделайте отметки маркером как показано выше на картинке. Не делайте пометки на пластике, так как он может сместиться по отношению к корпусу в процессе ремонта.

Вытяните вал из корпуса ваноса прокручивая его по часовой стрелке.

Поршень в ваносе опущен вниз. Это было сделано ранее, когда вы прокрутили вал по часовой стрелке.

Снимите с вала большую шайбу (если она осталась на нем).

Надавите большими пальцами на шайбу так, чтоб она зашла в поршень.

Поднимите поршень.

Далее в процессе замены уплотнительных колец необходимо удерживать пальцем поршень в максимально поднятом положении.

Вытащите внутреннее уплотнительное кольцо из ваноса используя подходящий инструмент (это удобно делать с помощью скрепок).

Вытащите наружное уплотнительное кольцо.

Так выглядят уплотнительные кольца. Наружное кольцо (черное на фото выше) потеряло круглое сечение и нужную эластичность, что ухудшило уплотнение поршня.

Для установки новых колечек удерживайте поршень в максимально поднятом положении.

На 2-х фото выше ванос в разобраном виде (разрезан корпус и вынут поршень). Так становится наглядно понятно как установлены уплотнительные колечки в пластиковом корпусе.

Установите наружное уплотнительное кольцо используя подходящий инструмент.

Убедитесь, что кольцо стало на свое место в канавку.

Положите внутреннее тефлоновое кольцо в теплую воду (30-40 градусов) для того чтоб оно стало эластичным.

Установка тефлонового кольца тяжелее, так как оно более жесткое и его диаметр больше, чем диаметр пластикового корпуса. В связи с этим кольцо необходимо слегка деформировать, а потом разровнять внутри корпуса и отцентровать в канавке. Положите его как показано на фото выше.

Выше показаны два фото с разобраным ваносом (разрезан корпус и вынут поршень) для наглядного понимания как установить внутренее тефлоновое кольцо.

Самое главное в установке этого уплотнительного кольца - это то чтоб оно четко стало на свое место в канавке.

На фото выше показано неправильное положение внутреннего кольца. Оно не стало на свое место. Так как это разобраный ванос, а в нашем случае там стоит поршень, проверить правльную установку можно тонким изогнутым инструментом как на фото. С помощью этого инструмента можно прощупать положение тефлонового кольца и отсутсвие зазоров (на фото выше виден зазор).

Устанавливайте тефлоновое кольцо постепенно: сначала одну сторону, потом другую.

Удобным инструментом аккуратно проталкивайте кольцо между поршнем и корпусом.

Продолжайте установку кольца на его место.

Когда кольцо установлено в корпусе разровняйте его, чтоб оно максимально стало на свое место и опять приобрело круглую форму. Легкое искривление тефлонового кольца, как на фото выше, допустимо. Кольцо выровняется после прогрева мотора до рабочей температуры.

Вдавите поршень с шестеренкой максимально вниз. Хорошо смажьте установленное тефлоновое кольцо моторным маслом.

Смажьте вал маслом и установите его в корпус ваноса. Аккуратно без силы надавите на вал пока не почуствуете, что он уперся в уплотнительное кольцо.

Переверните ванос и положите его валом на ровную поверхность.

Плавно и медленно надавите на корпус ваноса четко вниз, чтоб вал зашел на свое место. При этом будет ощущаться легкое сопротивление, так как установлены новые уплотнительные кольца. Если вал не заходит в корпус, то необходимо его достать, проверить на своем ли месте тефлоновое кольцо и повторить процедуру выравнивания тефлонофого кольца. Потом опять хорошо все смажьте маслом и повторите установку вала. Главное тут не "закусить" валом тефлоновое кольцо, что приведет уплотнение в негодность. В случае если вы испортили это кольцо, вы можете купить его у нас отдельно.

Переверните ванос и убедитесь, что вал установлен максимально в корпусе (как на фото выше).

Прокрутите вал в корпусе. Вал должен проворачиваться с ощутимым сопротивлением.

Достаньте вал и убедитесь, что тефлоновое кольцо стоит на своем месте в канавке корпуса.

Опрессовка корпуса ваноса:

Внимание! Данная процедура очень важна в ремонте, так как просто замена уплотнительных колец из ремкомплекта может не решить проблему с ваносом полностью.
Процедуру опрессовки рекомендуется проводить до замены уплотнительных колец (чтобы не повредить новое тефлоновое кольцо).

Для чего вообще нужна опрессовка корпуса ваноса? Дело в том, что конструкция ваносов на М62TU такова, что заменить можно только уплотнительные колечки внутри пластикового корпуса. Добраться же к наружному уплотнительному кольцу невозможно не поломав сам ванос. Решение этой проблемы заключается в том, что поджав специальным инструментом наружную стенку ваноса, мы обжимаем пластиковый корпус с двух сторон, что ликвидирует вторую половину нашей проблемы с пропусканием давления масла через наружный периметр пластикового корпуса. А также устраняет шум издаваемый ваносом при работе двигателя (засчет устранения люфтов механизма).

А теперь сама процедура.

Для опрессовки нам понадобится специальный инструмент.

Очистите корпус ваноса от масла и грязи. Вдавите поршень максимально вниз, как показано на картинке выше. Вдавите пластиковый корпус вниз в разных местах по периметру насколько это возможно (используйте плоскую отвертку). Не прилагайте черезмерных усилий.

При этом между верхним торцом металлической стенки и пластиковым корпусом появится зазор примерно 0,9мм (фото выше).

Инструмент для опрессовки сделан чтобы стенка корпуса ваноса равномерна была завальцована во внутрь и не деформировалась. Кроме того в инструменте есть три отверстия для усиков на ваносе, что дает возможность не испортить их в момент обжатия.
ВНИМАНИЕ! Очень важно чтобы при обжатии не сместилась пластиковая часть относительно корпуса!
Если пластиковая часть сместится, то вал ваноса может зажать и движение вала станет затруднено или не возможно!
Мы рекомендуем использовать гидравлический пресс при обжатии, не пытайтесь обжать ванос за один заход, лучше сделать это в несколько заходов, контролируя положение пластиковой части. Пока кромка не сильно зажата, сняв опрессовку и вставив вал можно выравнять пластиковую часть.


Для фиксации пластиковой обоймы от смещения при обжатии мы изготовили специальное центровочное кольцо.

Оно повторяет собой форму шлицевого вала.

Перед процедурой опрессовки пластиковое центровочное кольцо вставляется вместо шлицевого вала, опрессовка проводится с установленным центровочным кольцом.





После завершения опрессовки, центровочное кольцо вынимается (для этого поддевается острым предметом, например шилом) и используется на втором исполнительном узле ванос.

Наденьте инструмент на ванос. Проконтролируйте, что усики видны в отверстиях и инструмент не повредит их.

Прижмите рукой инструмент, чтоб он полностью сел на свое место.

Далее описан процесс обжатия в тисках, однако мы рекомендуем обжимать с помощью пресса (достаточно гаражного пресса с усилием 10 тон.). Зажмите инструмент с ваносом в тисках (на инструменте есть специальные пазы для этого).

Установите вторую часть инструмента на ванос.

Обязательно смажьте болт от инструмента густой смазкой (желательно графитовая смазка).

Установите болт.

Начните закручивать болт (головка на 27мм). Вам нужно предварительно обжать инструмент, чтоб нижняя его опрессовочная часть полностью стала на свое место и уперлась в стенку ваноса, которую нам нужно завальцевать. Как только это произойдет вы ощутите сильное усилие на болте.

Закрутив болт с нужным моментом сделайте маркером пометку как показано выше на фото.

Зажмите болт еще до момента пока кромка не подожмется. Учтите, что для этого вам понадобится мощный и длинный вороток, так как необходимо приложить большое усилие.

Так же для обжатия кромки ваноса можно использовать гибравлический пресс (в случае если пресс недостаточно мощьный можно поджимать кромку устанавливая шток пресса ближе к краю опрессовочного инструмента и меняя места приложения усилия).

При опрессовке корпуса следите чтобы пластиковая часть не сместилась относительно центра.

Открутите болт.

Снимите инструмент с ваноса. Если нижняя часть инструмента не снимается с корпуса ваноса, то сделайте следующее:

Сняв верхнюю часть инструмента закрутите болт в инструмент на 3-5 оборотов.

Переверните ванос с инструментом и держась за звездочку обеими руками ударьте болтом по тискам или другой твердой поверхности. Чашка опрессовочного инструмента должна сняться.

Проверьте зазор между пластиковых корпусом и металлической стенкой. Возьмите самый тонкий плоский щуп. Зазор должен полностью отсутствовать!

Поставьте ванос на звездочку и придерживая рукой попробуйте прокрутить пластиковый корпус держась плоскогубцами за тестовый усик. Пластик не должен проворачиваться.

Если пластик проворачивается, то необходимо провести опрессовку повторно.

Для этого установите инструмент на ванос как было описано ранее. Обязательно соблюдайте метки на инструменте и корпусе ваноса, которые вы сделали при первой опрессовке. Закрутите болт на место так, чтоб болт был зажат, а метки на болте и инструменте сошлись. То есть мы затянули инструмент так же, как он был зажат при первом подходе. Затем закрутите болт еще приблизительно на 10мм (по меткам на болте и инструменте). Это дожмет корпус и теперь инструмент можно снимать. Опять проверьте зазор и попробуйте прокрутить пластик в корпусе.

Сборка ваноса:

Вал ваноса нужно вставлять по меткам, которые мы сделали ранее. В момент установки вала поршень должен быть максимально вдадлен в корпусе ваноса. Проверьте установлена ли сверху поршня шайба.

Установите вал так, чтоб его отметка была на 10мм левее отметки на корпусе.

Вдавите вал полностью в ванос провернув его и совместив метки. Если метки не сходятся, то необходимо повторить установку вала.

Прокрутите вал. Он должен крутиться с усилием, так как установлены новые уплотнительные кольца.

Сборка мотора:

Установите на место оба натяжителя цепей.

Установите новые обратные клапана. Используйте специальный инструмент или болт М10х1,0.

Установите новые уплотнительные кольца. Убедитесь, что замки колец зашли в зацепление. Проверните кольца так, чтоб замки были на одной линии и ориентированы вверх. Смажьте кольца моторным маслом.

Установите новые профильные прокладки адаптеров. Прокладка фиксируется на обратном клапане. Лицевая часть прокладки отмечена номером в верхней части.

Установите новые адаптеры. Смажьте цилиндр адаптера для облегченной установки.

Прикрутите адаптеры к ГБЦ. Мометн затяжки 10Нм.



Куда идут маленькие кольца из ремокмлпекта? (по мимо натяжителей)
Удалите старые уплотнительные кольца на конце трубки вторичного воздуха.
Установите новые уплотнительные кольца на конце трубки вторичного воздуха.
Слегка смажьте уплотнительное кольцо, чтобы облегчить установку трубопровода.





Снимите старые уплотнительные кольца с болтов верхней крышки 4шт.
Установите новые уплотнительные кольца болтов верхней крышки 4шт.

Примечание: Если старой резинки нет на болтах то возможно оно осталось в отвертсии, удалите его от туда.



Страница находится в стадии разработки...